Сноуборд/серф оператор Михаил Мороз.
Наш оператор Миша Мороз рассказывает о том, как стал оператором.
Путь Миши к сегодняшней профессии начался в удаленном уголке России, где долго не было профессиональных камер, и развитие производства экшн фильмов шло на редкость медленно, и строилось все на чистом энтузиазме. Но, со всех сторон окруженный природными красотами Камчатки и людьми, фанатеющими серфингом и сноубордингом, Мише удалось стать успешным и востребованным оператором в области экстремального кино. Сегодня Миша входит в команду Helipro Studio, работает хелиски оператором на Горно-Спортивной Базе «Снежная Долина», участвует в самых громких российских и зарубежных проектах, а также активно снимает и развивает серфинг на Камчатке. Обо всем об этом Миша рассказал во время беседы перед отправлением на ралли "Шелковый Путь".
Ксения: Расскажи немного о себе. Как начался твой путь оператора? Когда в твоих руках впервые оказалась камера?
Миша: Изначально мне нравилось фотографировать и я мечтал стать фотографом. Всегда когда видел что-то интересное, красивое или необычное не мог просто пройти мимо, хотелось это снять чтобы можно было любоваться и показывать снимки другим. Я пробовал советские пленочные фотоаппараты типа ФЭД или Зенит. Мой друг тогда катался на лыжах New school и однажды купил видеокамеру, а так как мы всегда катались вместе, мне пришлось снимать его на эту самую камеру. Мы постоянно искали интересные места для катания и трюков. Об этом узнал мой брат Александр Мороз и как-то сказал мне: «У нас в штате есть полупрофессиональная видеокамера, которой никто не пользуется - бери, учись, снимай!» На тот момент я немного был знаком с Лешей Осовицким, Сашей Брагиным, Славой Коровиным. Позвонил Осе и сказал, что хочу их поснимать. Так потихоньку я влился в ту сноуборд тусовку и совсем скоро начал снимать ребят везде где только было можно. С того года большая часть трюков местных райдеров вошла в первый фильм Паши Карыхалина. По-моему Feel Good назывался. Фотография меня привлекает до сих пор.
Ксения: Кто и что тебя вдохновляет?
Миша: Меня вдохновляет возможность создавать что-то красивое самому, и понимание, что фильм уникален, что создан он моими руками. Вдохновляют, конечно, сами путешествия и природа. Это даже не похоже на работу, потому что видишь слишком захватывающие вещи, ради которых готов идти километры, бежать дальше на крутую гору, и при этом не испытывать ни усталости, ни лени. И конечно вдохновляют реакции людей, когда презентуешь свое кино перед большой аудиторией. А также радость и благодарность наших клиентов, когда они раз за разом пересматривают фильм - это особо ценно!
Ксения: На какие виды камер ты снимал? Расскажи о преимуществах отдельных моделей?
Миша: На Камчатке конечно нет большой возможности снимать на разные камеры, если ты не работаешь на телевидении. Panasonic HVX 200 - хорошая камера, я на нее снял многое. Для того времени когда она появилась, это была очень классная камера с возможностью съемки 50 кадров в секунду, для спортивной документалки это было классно и, учитывая что я на нее снимал в очень разных экстремальных для техники условиях, она до сих пор в боевом рабочем состоянии. Также снимал немного на фотоаппараты. Они дают хорошую картинку за счет оптики, но в режиме экстремального репортажа бывают не так удобны в использовании.
У меня есть опыт работы с RED EPIC - это вообще отдельная камера - одна из лучших, что может предложить современная киноиндустрия. Правда заточена она для большого кинопроизводства и постановочной съемки. Там где можно снять с чувством, с толком, с расстановкой «бомбическую» картинку, да с целой съемочной бригадой, эта камера лучшая в своем роде. Для небольшого продакшена, а тем более для одного человека она не подходит. Сама камера и все дополнения к ней стоят очень дорого.
Сейчас я снимаю на камеру Sony FS7. Считаю что это лучшая камера для съемки сноубординга в горах, а также разных аутдор активностей и вообще документалистики, особенно спортивной. Она дает очень классную картинку с широкими возможностями для "покраски", установка киношной оптики и рапид 150 кадров в секунду в разрешении 4К выводят ваш продакшн на более новый уровень. Очень часто эту камеру совмещают с RED EPIC в одном проекте. Но самое классное преимущество, что для такого качества съемки стоимость камеры Sony FS7 относительно не высокая. В линейке подобных камер она лучшая.
И, конечно, помимо профессиональных камер, во время катания я использую Gopro. Только с помощью нее можно добиться "экшн" эффекта.
Ксения: Давно ли ты катаешься и насколько комфортно ощущаешь себя с камерой на горе?
Миша: Я встал на доску еще в школе, а это было очень давно. И на горе с камерой ощущаю себя очень комфортно. Думаю что скорее без камеры буду ощущать себя дискомфортно. Люди, глядя на мой огромный рюкзак недоумевают как я могу еще передвигаться. Но ко всему привыкаешь.
Ксения: Каким своим трудом ты больше всего гордишься?
Миша: Я наверно более всего горжусь не конкретным трудом, а последствиями своего труда. Важнее всего то, что мы делаем для развития серфинга на Камчатке. Ведь если бы не наши видео проекты, не было бы такого прогресса, не только на Камчатке, но и в России вообще. Мы одни из первых показали возможность зимнего серфинга. Скоро это будет обычным делом. А тогда для нас и для остальных тем более, это было вроде подвига. Фото и видеопроекты всегда являлись мощных двигателем серфинга, сноубординга, скейтбординга.
Ксения: Что тебя больше всего впечатлило на родной Камчатке?
Миша: Из тех путешествий, в которых довелось побывать на Камчатке, больше всего впечатлило извержение Толбачинского вулкана, точнее "Трещинное Толбачинское извержение", которое произошло в 2012 году. Люди бесконечно могут смотреть на то, как горит огонь и как течет вода, а здесь мы наблюдали и то и другое одновременно. Река из лавы и «лавопады» - на них можно было смотреть часами и думать о том, что за всю жизнь, возможно, больше никогда не посчастливится увидеть подобное, даже если станешь несказанно богат.
Еще особенным было хели-ски на Курильских островах. Настоящий космос! Острова, образованные вулканами, выросли посреди Тихого океана. От этого зрелища захватывает дух. Но еще впечатляет огромная территория, огромная и безлюдная дикая местность. Удаленность от материка и сложности с транспортом, позволяют ей еще долгие годы оставаться дикой девственной зоной, где еще много лет можно будет любоваться нетронутой природой.. уйти далеко и затеряться среди сопок, леса, бесконечных рек и вулканов.
Ксения: С кем тебе приходилось работать? С какими звездами сноубординга, операторами/фотографы из индустрии?
Миша: Был хороший проект от DCP (Девид Карье-Поршерон), который называется Balance и некоторые съемки проходили на Камчатке. На этом проекте удалось поработать с легендами сноубординга, такими как Терье Хааконсен (Terje Haakonsen), Джей Пи Солберг (JP Solberg) и классным фотографом Юси (Jussi Grznar). Это было удовольствие, смотреть как они катаются, снимать их и вообще, общаться с людьми, которые изменили мир сноубординга и продолжают это делать по сей день. Я испытываю большое удовольствие, когда удается поработать с российскими райдерами, такими как Андрей Москвин, Артем Теймуров, Женя Иванов, Юра Чемодуров и др. Всегда приятно снимать людей по-настоящему увлеченных делом.
Ксения: Были какие-то экстремальные ситуации во время съемок?
Миша: Не скажу что я попадал в чрезвычайно экстремальные ситуации, но волнительные моменты случаются, когда сходят лавины. Были случаи, когда люди срывались вниз по льду, тут, конечно, уже не до съемок - приходится принимать участие в действиях по спасению.
Ксения: Что тебе ближе – съемка или монтаж? Расскажи про сам процесс.
Миша: Мне все же ближе съемка. Монтаж дело увлекательное, особенно когда видишь картинку, сюжет, то трудно доверить свой материал кому то другому, но сидеть на одном месте для меня утомительно. Мне ближе активные действия, когда нужно быстро соображать, принимать решения, думать где расположиться на склоне, чтобы была хорошая картинка и было безопасно. Чуть не угадал с ракурсом, вверх по склону тебя никто обратно не затащит. Предугадывать какие то моменты, иметь наготове ту или иную оптику, снаряжение - все это очень увлекательно.
Ксения: Музыку ты подбираешь сам? Каковы твои предпочтения?
Миша: Музыка очень важная составляющая монтажа и для этого постоянно приходится перебирать тонны различных композиций, чтобы находить самые подходящие. Тут нельзя сказать о предпочтениях, ведь монтаж такая вещь что можно повернуть его как угодно. Грубо говоря один и тот же материал можно смонтировать под классику или панк рок. Все зависит от того какое настроение нужно создать или, как говорят по-научному, каков художественный замысел.
Ксения: Что бы ты посоветовал начинающему оператору, который мечтает о работе в горах?
Миша: В первую очередь иметь хотя бы теоритические знания о лавинной безопасности и поведению в горах, хорошо кататься, быть терпимым к физическим нагрузкам, даже когда уже невтерпеж - никогда не лениться!
Ксения: Любимое сноуборд кино?
Миша: «Маде ин чина», хотя о нем уже мало кто знает. Молодые сноубордисты вообще с ним не знакомы.
Ксения: Любимое кино вообще?
Миша: «Бумажный солдат», «Снег и пепел», «Танцующая в темноте», «Город бога»
Ксения: Твой следующий проект?
Миша: Съемки Ралли Silkway - «Шелковый Путь»!